Было бы верхом пошлости начать рецензию на фильм словами о том, что Весна — это время любви. Но, видимо, исходя именно из этих соображений руководство “Дома Кино” решило прокатить фильм “Американский пирог” в самом начале марта.
Впрочем, говоря об этом фильме, тему пошлости избежать невозможно. Лично я считаю этот вопрос весьма спорным. “Американский пирог” — фильм настолько смешной, наивный и тупой, что это становится его преимуществом и стилем. Конечно, до стиля “Остин Пауэрза” он не дотягивает и занимает место скорее поближе к “Тупой еще тупее”. Но милые лица американских школьников спасают положение и вызывают добрые ассоциации с Бивисом и Баттхэдом, причесанными как ребята из Беверли Хиллз 90210.
Вообще тема идиотизма довлеет в современном кино (в элитарном фильме “Идиоты” эта тема и вовсе вынесена в само название). Тотальный тупизм и даунизм цветет и пахнет. Как заметила известный критик Е.Деготь (правда совсем по другому поводу): “Такая позиция в силу своей чудовищной несовременности может выжить, конечно, если только она радикализована до предела”. Радикализация позиции дебилизма, олигофрении и шизофрении стала чуть ли не главной задачей современного искусства вообще. Недаром современными участниками “Тайной вечери” становятся дауны, а Бивиса и Баттхэда называют иконическими и культовыми персонажами. Люди с чрезвычайно низким (до гениальности) уровнем IQ, нисколько не обезображенные не только интеллектом, но и эстетической красотой, уверенно занимают позиции героев нашего времени. Они воплощают собой пророков и мессий, пришедших спасти обычных людей, которым нет места в до предела стерилизованном и компьютеризированном мире. Основной их посыл этому миру: мы — люди, те же млекопитающие (“…давай займемся любовью по-собачьи” — см. “Bloodhoudgang””), у нас куча комплексов, от которых непременно надо избавляться. В этих-то персонажах и находит свое ярчайшее отражение телесность. Ближе к телу — вот главный призыв нового кино. Воспетый Бахтиным (почти что Баттхэдом) праздник дураков в самом разгаре, танцуют все (пьют пиво, занимаются сексом, в том числе и с яблочным пирогом, отпускают дурацкие шутки). Кино уносит нас во времена мрачного Средневековья, на торжество тела, в объятия Гаргантюа и Пантагрюэля. Э-эх помирать, так с музыкой! (Впрочем, Апокалипсис -это совсем другая тема). Главное не быть такими, какими нас изображает реклама: благоухающими Gucci, мятными леденцами и рексоной, людьми без тела (как в рекламном обзоре фильмов на ОРТ: “лицом к лицу без лица”).
Судя по всему, проблема дефлорации стоит в Америке не менее остро, чем дебилизм. Именно в американских молодежных фильмах центральными героями становятся девственники, которые в процессе фильма избавляются от этого неприятного недуга. Долой девственность! — этот девиз, однажды уже звучал на феминистской демонстрации молоденьких девиц начала ХХ века. Теперь, правда, от этого избавляются юноши. В этом смысле история с “Библией” для мальчиков-подростков с рекомендациями о том “Как удовлетворить девушку” — великолепное отражение тинэйджерского мифологического сознания. То же, можно сказать и о замечательном диалоге, приблизительно звучавшем так:
— А какие девушки изнутри?
— Теплые, как яблочный пирог.
— А какой пирог? Из Макдональдса или тот, который готовит мама?..
Но, очевидно, культовой, все же станет фраза: “Господи, спасибо тебе за Интернет!”. Хотим мы того или net, но век высоких технологий берет свое. И телесным, супертелесным, потным и плотским людям придется мирится с виртуальной стерильностью, попирая ее своим млекопетающим естеством.
В конце концов, компьютерное пространство — единственное место, где царит абстрактный мир идей, возможно уже очень в скором времени станет очередной площадкой для карнавала плоти и праздника дураков. И где-то в его бескрайних просторах наверняка уже существует “Библия для подростков”…