В Москве (в Музее кино и кинотеатре «Пять звезд») прошел VI Кинофестиваль «Панорама кино стран Европейского Союза», представивший 33 лучшие картины режиссеров 23 европейских государств последних лет выпуска. В этом году он проходил в рамках специальной Программы мероприятий, посвященной вступлению в ЕС десяти новых стран.
Большинство показанных лент уже получали национальные и международные награды, но при этом дебюты составляли более половины представленных работ.
Ведь именно молодому поколению предстоит жить в объединенном мире — причем под угрозой потери культурной идентичности. Однако прошедший смотр еще раз показал, что никакие евросоюзы не лишили пока национальные кинематографии творческой самобытности.
Среди представленных картин практически не было фильмов модных режиссеров, хотя имена француза Клода Миллера («Малышка Лили») и англичанина Майкла Уинтерботтома («В этом мире») уже давно признаны мировым киносообществом. А бельгийский фильм «И то, и се» (в 2003 году), как и чешский «Мы должны друг другу помогать» (в 2001 году) даже попали в номинанты на премию «Оскар». Доменное имя для портала о кино можно купить в магазине DomenShop.Biz.
А вот включение в программу таких беспомощных лент как «И поезд уходит в небо» (Кипр-Грузия-Греция) и «Эльза из Гилии» (Литва) трудно понять, ведь в этих странах можно было найти более достойные работы. Причем, если режиссер первого Яннис Иоанну наивно отдал дань романтическим иллюзиям поэтического кино 60-х годов, то создатель второго Альгимантас Пуйпа причудливо сочетает идеологию социалистического реализма с жестким натурализмом. Но, увы, художественную бедность своих картин не всегда удается закамуфлировать лирическим тоном повествования. Отметим, что к поэтическому восприятию мира особенно тяготеют представители маргинальных и относительно слаборазвитых кинематографий Ирландии, Греции, Словакии, Словении, Эстонии.
Так бойкую эстонскую ленту «Хорошие руки» режиссера Петера Симма, получившую Гран-при на МКФ «Киношок», отличает гуманизм, назидательность и неспешное развитие незамысловатого сюжета про злоключения симпатичной воровки. Режиссер подменяет психологические характеристики героев любованием забавными ситуациями, в которые постоянно попадают эти как бы хорошие люди. Режья Калныня умело передает цепкую хватку своей рано повзрослевшей героини, но в ее раскаяние верится с трудом.
На фоне прекраснодушной фальши прибалтийского кино скандинавское представляется суперреалистичным. Датская лента «Мелкие неприятности» режиссерши Аннет К. Ольсен, видимо, за скрупулезное анатомирование характеров героев была даже удостоена премии «Голубой ангел» на МКФ в Берлине в 2002 году. Но «позитивистски» настроенная Ольсен изучает своих многочисленных героев так, как изучает этномолог пауков в банке. Герой картины врач, но после смерти жены его младшая дочь-художница Ева подозревает в связи со средней дочерью Марианной, демонстрирующей свое поварское искусство и днем (на работе), и вечером (в семье). Оказывается Еву в юности лишил девственности пьяный брат отца, поэтому она в инцесте теперь подозревает всех, и вся. Ее брат Том топит тоску в труде, но однажды терпению жены Тома приходит конец и она уезжает из внешне благопристойного дома. Все герои несчастны, но каждый по-своему. Так брат отца страдает артритом и тем, что его любящая жена изменяет с сослуживцем. Отец ненавидит Еву, а та в свою очередь на дух не переносила мать, погибшую под колесами грузовика. Если к тому же добавить, что все герои напрочь лишены обаяния, а «догматический» стиль (от «Догмы») оператора сводится лишь к тому, чтобы крупным планом снимать довольные постные физиономии героев, то выходит какой-то унылый вариант «Итальянского для начинающих». На этом фоне шведская семейная драма «Семейные тайны» может показаться просто идиллией. Хотя и в ней есть измены, и неудовлетворенные амбиции подростков.
Но чего в ней тоже нет, так это потребительского рая, хотя все персонажи благополучно упакованы и имеют немалый счет в банке. Экзистенциальные проблемы одолевают и героев примечательного венгерского фильма «Венгерская красавица», тонко пародирующего сценарные ходы оскароносной «Американской красавицы» (в российском прокате «Красота по-американски»). Проблема отцов и детей в нем заменены ненавистью к русскому хаму, поселившемуся по соседству с большой венгерской семейкой. В этом фантасмагорическом фильме, рассчитанном на подготовленного зрителя, однако, нет оптимизма «Семейных тайн», а сексуальные контакты двух поколений постоянно оборачиваются фарсовыми ситуациями. В фильме много скрытых киноцитат, но циничный взгляд создателей на людскую природу способен оттолкнуть многих консервативно настроенных зрителей. Событием стал и показ бельгийской ленты «Вилла роз» режиссера Франка Ван Пасселя, получившую заслуженно приз «открытие года» на МКФ в Лос-Анджелесе. Действие этой захватывающей истории неудавшейся любви протекает в маленькой гостинице-пансионате в предверии Первой мировой войны. Первоклассный актерский ансамбль (Д.Дельпи, Шон Дингвал, Ширли Хендерсон) буквально купается в темнеющей атмосфере «заката» классической европейской культуры. В этом фильме сочетаются элементы мелодрамы с философичностью в духе «Смерти в Венеции» Лукино Висконти.
Импрессионистское рукоделие режиссера Франка ван Пасселя вполне заслуживает внимания российских прокатчиков. Захватывающим оказался и испанский фильм «Воины» режиссера Даниэля Калпарсоро. Действие этого политического боевика с элементами film noir происходит во время военного конфликта в Коссове. Молодой испанский солдат прибывает туда с идеалистическими намерениями, но жестокая реальность вскоре безжалостно лишает его последних гуманистических иллюзий. Он превращается в безжалостного убийцу и лишь чудом избегает смерти, побывав не по своей воле на вражеской территории. Политические мотивы лежат в основе сюжета криминально-религиозной драмы «Картограф», но эту вялую ленту отличает тяга к поверхностным решениям. Его герой нагло вторгается в замкнутый мирок провинциального североирландского городка Розвиг и чуть не получает по заслугам. Странно, но симпатии авторов почему-то отданы этому малосимпатичному типу -рационалисту до мозга костей, стремящемуся лишить чудесный мир (первозданной ирландской природы) его последних тайн. Герой случайно нападает на логово террористов, а в финале лишь жена одного из них ( влюбленная) спасает чужака от неминуемой расплаты.
Диссонансом прозвучала картина голландки Паулы ван дер Уст «И то и се», ставшая самой кассовой лентой года на Родине. В целом лента, несмотря на конъюнктурность модной темы смены пола, снята талантливым и наблюдательным режиссером, но ее посыл кажется надуманным. Три сестры-мегеры весь фильм пытаются любой ценой разрушить свадьбу своего брата-гея с хорошенькой женщиной, чтобы не отдавать ему огромный Дом по завещанию.
Голливудским влиянием отмечены ирландская комедия «Когда Брендан встретил Труди» и португальский триллер «Бессмертные». В последнем засветились такие звезды как Эмманюэль Сенье и Хоаким Альмейда, да и режиссуру ловко скомпонованного сценария отличает оглядка на массовую тягу к щекотанию нервов. Хотя для довольно провинциального португальского кино это даже отрадное явление. Ведь в другой португальской картине «Черное и белое» интересный замысел (противопоставить ментальности черного и белого солдатов) потерялся в крайне затянутом действии. Режиссер склонен к неторопливому, медитативному кино, но оно нынче не в фаворе у вечно куда-то спешащего современного массового зрителя. Он по-прежнему в целом предпочитает смотреть американское кино. Об этом свидетельствует и статистический отчет Евросоюза, опубликованный буквально перед открытием каннского фестиваля: доля европейских лент в общих прибылях по-прежнему неуклонно уменьшается. Отдельные достижения таких лент как французская «Бессмертные» не могут изменить грустную тенденцию. Кстати и развлекательные достоинства большинства представленных на Панораме европейских картин не слишком велики. А отсюда их не слишком высокая посещаемость московским зрителем. Хотя в представленных лентах есть суровая правда жизни европейце