Мало есть фильмов, которые смотришь с замиранием сердца. «Реквием по мечте» — как раз из таких. Проникновенная музыка, интригующий сюжет и потрясающее мастерство оператора не зря вывели эту картину в число номинантов на «Оскара».
Вот как бы я в двух предложениях рассказал, о чем этот фильм. Сара Голдфарб, пожилая женщина, живет одна. Её сын-наркоман Гарри живет со своей подругой, дочерью богатых родителей, которая тоже подсела на иглу.
Однажды Гарри говорит, что неплохо бы заработать денег и открыть собственный бизнес. Он мечтает о модном магазине для своей подруги. С этой целью они на пару с дружком (тоже наркоманом) решили закупать «чистяк» и, разбавляя его пополам, начали сбывать другим наркоманам, получая неплохие барыши.
Однажды Саре позвонили и сказали, что она выбрана победительницей и будет приглашена на телевидение. Готовясь к этому событию, Сара не смогла (по причине чрезмерной полноты) влезть в любимое платье, и задалась целью похудеть. Для осуществления мечты женщина сначала села на полуголодную диету, но смогла продержаться на ней лишь пару дней. Невыносимое желание покушать в условиях жесткого режима питания побудило её обратиться к врачу. Добрый доктор выписал ей таблетки, и всё пошло веселее: Сара могла по-прежнему радовать желудок, но при этом всё равно теряла в весе.
Когда Гарри, дела которого шли в гору, однажды посетил мать, он понял, что таблетки, которые она принимает, являются стимуляторами, и просто действуют на неё как наркотики (что-то типа «экстези»). Просьбы отказаться от них ни к чему не привели: ведь Сара уже почти влезает в платье; у неё всегда отличное настроение, и даже старушки на лавке уступают ей почетное место, отдавая дань почести за её стремление.
Спустя некоторое время для Гарри наступили тяжелые времена: его друг, доставая очередную партию «дури», попал в полицию, и на его освобождение ушли почти все заработанные деньги. К прежним временам вернуться никак не удавалось: одни проблемы накладывались на другие, и прошло немного времени до того момента, когда кончились и деньги, и наркотики. Для наркоманов со стажем это было равносильно смерти.
У Сары к тому времени тоже начались затруднения: из-за привыкания к стимуляторам она прекратила худеть и к тому же она больше не испытывала того кайфа, который обеспечивал радость от жизни. Пришлось увеличить дозу…
В конце концов всё закончилось тем, что Гарри занёс себе инфекцию, и ему отрезали руку; его напарник загремел в тюрьму окончательно, а подруга, попавшая к тому времени в сильную наркотическую зависимость, ради дозы уже могла сделать что угодно. У бедной Сары, так и не дождавшейся приглашения на телевидение, начались галлюцинации, и в результате она попала в психушку. Вот такой невесёлый конец.
Что можно отметить по ходу сюжета? Сара Голдфарб должна была похудеть, чтобы попасть на любимую передачу и поведать с экрана телевизора, какой у неё хороший сын (он ещё мыслился ей преуспевающим бизнесменом). Это плюс. Но ей не хватило мужества пойти по «естественному», хотя и трудному пути, и она выбрала быструю и лёгкую дорогу. Это минус.
Гарри должен был заработать капитал, чтобы начать свой бизнес и новую жизнь вместе с любимым человеком. Это плюс. Но он выбрал не тернистый и честный путь, а опять же быстрый и лёгкий, да к тому же грязный и скользкий. Это даже не минус, а два минуса.
Из этого можно сделать такой вывод: выбирая цель, не ошибись в пути и средствах её достижения. В фильме тесно переплетены две жизненных истории – Сары и её сына, – которые выражают эту мораль наиболее ярко. Я уверен, что не ошибусь, если скажу, что проблема лишнего веса в «толстой» Америке и проблема наркомании затмевают собой любые акции «гринписовцев». Безусловно, можно было бы придумать и другие истории на заданную тему (например, ты хочешь иномарку; ты можешь либо заработать на неё, либо украсть). Но стали бы они интересным сценарием для фильма? Вряд ли.
Когда я уже почти закончил писать, я услышал рекламу фильма на радио «Пилот». Она заканчивается слоганом «Почувствуй себя ЖИВЫМ человеком!». Я задумался над тем, что же отличает живого человека от мёртвого? И кто в этом фильме «не совсем живой»: Гарри? Сара? они оба? или все главные герои? Размышляя над этим, я вдруг представил такую картинку: течёт река, а по ней плывут два человека. Один – живой, и он старается плыть туда, куда ему нужно, порой даже против течения, а другой – мёртвый, и его уносит речным потоком вдаль. Попав в течение, живой может из него выплыть и выбраться на берег. Неживой – никогда. Здесь можно дополнить вывод, сделанный ранее: бросаясь в реку, оцени силу и направление течения.
Начало фильма не предвещает ничего трагического. Однако идиллия длится недолго. Сара умерла, когда привыкла к таблеткам. Вынести её на берег врачи не смогли ни с помощью лекарств, ни с помощью электротока. В какой момент умер Гарри, я затрудняюсь ответить. Может, к началу фильма он уже был мёртв.
Река жизни унесла трупы Сары Голдфарб, её сына Гарри, его подругу и его товарища так далеко, что мы их никогда больше не увидим.