Слушайся бабушку, говорила мама. Отчего ж ее было не слушаться. Бабушка тогда вязала мне славные пончо в полоску, пекла пироги с капустой и уговорила деда купить большого голыша из пластмассы. Да и дедушку грех не вспомнить. Волшебный был дедушка: cочинял сказки и читал нарядные книжки. Про Дядю Степу, которого тоже полагалось слушаться, и про Красную Шапочку.
— Бабушка, бабушка! Почему у тебя такие большие зубы?
То, что внутри старушки можно устроить настоящую засаду, я не оценила по молодости лет. Только теперь, когда во всю ширь экрана демонстрируют достоинства Биг Моммы, Грэнд мазы или попросту Большой Бабушки, я понимаю, это — золотая мысль. Идея, которой можно заинтересовать продюсеров со студии XX Век Фокс, которую можно развивать и развивать аж 98 с половиной минут! При этом в новой интерпретации сюжета бабулю нет необходимости проглатывать, как в жуткой детской сказке, — просто взять да заменить симулякром.
Но все по порядку.
В солнечной Виржинии живет пожилая леди (Элла Митчел): 300 фунтов весу, чуточка черноджазового шарма, американская независимость плюс скрытая доброта крупных шоколадных служанок из сериалов Мексики. Живет и не подозревает, что к ней в гости отправилась внучка Шерри (Ниа Лонг). Знай она это и то, что внучка везет не пирожок да кусочек маслица, а полный чемодан зеленых денег, дожидалась бы дома. Но не может бабуля знать все, что известно ФБР.
А ФБР не дремлет, потому что по следу Шерри идет черный Лестер (Терренс Ховард), эксбойфренд, убийца и разоритель. ФБР все известно, кроме одного: когда бандит Лестер объявится на фазенде. Составлено задание. Два агента — Малькольм (Мартин Лоуренс) и Джон (Пол Джиаматти) едут на юг установить наблюдение (по всем правилам современного тайного ведомства: подсматривающие камеры, подсушивающие аппараты, ряды мониторов) и втереться в доверие к большой старушенции. Но старушка садится в авто, и была такова. А копы остаются, как Дядя Степа, на посту.
Ну, коль не вышло втереться в доверие, — решает Майкл, — нужно вписаться в образ! Что ж, агенты ФБР — это спецы экстра класса, тут долговязый Дядя Степа, им не чета. Пусть старушка уехала, и ее чудовищные панталоны и бюстгальтеры больше не светятся в кадре, как того требует гений фэт-мэнс-жанра. В дело пойдут толстые шоколадные ноги из папье-маше, Большие руки (чтобы крепче обнять тебя), и прочие детали новой полицейской амуниции, развешанные пока для просушки, словно выстиранное белье. (Это, кстати, самое свежее из обнаруженных здесь режиссерских решений.)
Как только по соседству приступает к работе тайная бутафорская лаборатория, в доме Большой Мамочки воцаряется задастая кукла с начинкой из Малькольма. Копия не хуже оригинала. Конечно Шерри, принявшая ее за подлинник, тут не судья: она давным-давно не видела Большую Маму. Но зритель-то удосужился наблюдать живую бабулю всего лишь две-три минуты назад и оценит, какие профи эти Джон и Малькольм (и Грэг Кэнном, дизайнер мейк-апа). Ведь бабушек не отличишь. Полицейские уши, зубы и лапы — не торчат.
Вот только…
— Большая Мама! А это что?
— А это фонарик, чтобы в темноте лучше видеть.
Все стандартные функции — в действии! Биг Момма II стряпает, Биг Момма II принимает роды, Биг Момма проповедует чистосердечное признание в церкви. И очень, очень любит красотку Шерри.
Но есть и дополнительные примочки! На баскетбольной площадке Большая Мама забрасывает все мячи, на тренировке по самообороне дискредитирует большого тренера.
И зрители рады всем этим кино-видео-комиксам. Они приехали из отпусков, с пикников и каникул и готовы хохотать просто так, от прилива сил и хорошего настроения. Скажите им, что фильм не слишком хорош. — Фильм в обед. Фильм в уикенд на диване. И только. Они не станут возражать, они будут смеяться, сидя, лежа и попивая компот.
На концовку придется именинный пирог и сто гостей в день рожденья старушки, ее долгожданное и неизбежное удвоение и неминучее наказание Лестера. Да еще одна проникновенная проповедь в защиту романтических чувств и методов ФБР, после чего рука и сердце оправданной Шерри перейдут в распоряжение Майкла (разумеется, с согласия невесты, благословения Большой Мамы и церкви).
Словом, все как надо.
Надо слушаться бабушку.
Рекомендуется: поклонникам афро-американской комедии, недавним дачникам и отпускникам.
Противопоказаний нет.
Дом большой мамочки (Big Mommas’s House)
Раджа Госнел, США, 98 мин
В ролях: Мартин Лоуренс, Ниа Лонг, Пол Джиаматти