Крег Хейнс уже работал с Верховеном раньше. Он был создателем робота-полицейского в одноименном фильме голландского режиссера. На съемках «Робокопа» Хейнс познакомился с мультипликатором Филом Типпетом, на пару с которым основал студию «Типпет». Хейнс был создателем DID (Digital Input Device – Устройство цифрового ввода данных), соединившего покадровую анимацию и компьютерные датчики, что позволило компании Спилберга Industrial Light & Magic вернуть к жизни динозавров. Этот проект принес своему создателю Оскара за технические разработки. После этого Хейнс работал с Верховеном над полчищами космических жуков в «Звездной пехоте» и над множеством привидений в «Призраке дома на холме» Яна де Бонта.
В «Полом человеке» более 150-ти эпизодов, демонстрирующих «невидимую» версию актера Кевина Бэйкона, где он входил в контакт с водой, паром, дымом, кровью и даже огнем. Чтобы добиться такого результата, Хейнс возглавил группу из 120 художников и техников. Он говорит об их работе в студии «Типпет», что в Беркли, шт. Калифорния.
«Уникальность эффектов, которые мы сделали для «Полого человека», в том, что мы снимали моменты «проявления» невидимого персонажа, моменты, в которых он проявляет себя за счет различных материалов. Например, если бы вы плеснули в него кофе, то как бы кофе с него капал?
Мы создали его под водой, когда он ныряет в бассейн, а также когда пар обволакивает его. Мы показали его в струях охлажденного углекислого газа из огнетушителя. Мы показали его покрытым кровью, которой его облили. Мы сделали его версию в брызгах воды из сработавших противопожарных форсунок и в пламени огнемета. А после этого он стал у нас большим ходячим ожогом.
Все сцены с эффектами уже были в сценарии, единственный эпизод, с кровью, Верховен добавил позже.
Вместе с продюсерами и режиссером мы отобрали эффекты, которые мы могли бы делать автономно от «Имиджворкс», студии спецэффектов компании-производителя «Сони». Эпизоды «Имиджворкс» показывали героя, когда он только становился невидимым, когда он был весь облеплен электродами или в маске. Для нас не имело бы смысл делать «человека-без-кожи», когда «Сони» потратила столько времени и средств на разработку цифровой анатомии.
Нам не было до конца ясно перед началом работы что именно нам надо сделать. Сначала мы отсняли покрашенного краской актера на зеленом фоне и вырезали его. Когда же пришло время создания готовой сцены, мы разделили отснятый материал на отдельные стилистические составляющие, в которых мы нуждались. Затем мы углубились в поиски справочных материалов. Например, для создания «подводного парня» мы рассматривали поведение пузырька воздуха в воде. Как он ведет себя, как выглядит? Он имеет качества отражения и преломления. Похожим образом мы проделали дизайн всех моментов проявления персонажа и накопили огромное количество справочного материала. Для сцены под «душем» из форсунок один из наших парней был настолько любезен, что позволил нам забрызгать его смесью молока и белой краски. Мы наблюдали, как скатывались капли, и делали зарисовки. Так мы заметили, что в этом случае подмышки персонажа остаются сухими, что помогло нам реалистичнее показать его руки. Мы искали все мельчайшие стилистические зацепки, которые только могли найти.
Но физика процессов не была для нас единственным критерием. Всегда есть равновесие между реалистическим и стилистическим. Вы начинаете с наблюдения и придумываете план, основанный на действительности. Затем вы стилистически отклоняетесь от плана. А потом вы выбрасываете свой план в окошко и делаете «покрасивше».
Для съемок убийства доктора Крамера в бассейне нам понадобилось сделать съемки без участия Кевина Бэйкона. Мы сделали подводные декорации и покрасили их так, что они были невидимы под водой, и посадили на них людей в специальных костюмах. Они бросали в бассейн пузыри с водой, которые создавали большие брызги и волны, а также использовали специальные инструменты для создания волн – большие такие, типа швабры.
Для сцены убийства Картера компания «Амальгамейтед Дайнемикс» изготовила специальный протез в виде руки человека, которая сжимала шею Картера. Они подвесили актера на тросе и заставили его вертеться и крутиться. Это была наша отправная точка. Первым делом мы закрасили все ниточки и проводки от протеза. Потом мы создали точную трехмерную копию протеза и совместили его с лицом актера во всех движениях. В заключение мы обсчитали этот эпизод, используя специальную технику, позволяющую исказить фотоизображение, имитируя пальцы Себастьяна, движушиеся вокруг шеи Картера.
Работали мы в основном на станциях Силикон Графикс, хотя использовали и Маки и писишники. Как 3-D редактор мы использовали «Майя» компании «Alias Wavefront», для построения объектов мы использовали Композер, и, конечно, мы много использовали наши собственные программы для координации всех действий, а также редакторы Amazon Paint и Adobe Photoshop. Для обсчета всех сцен мы использовали Render Man компании Пиксар и Blue Moon Tracer.
Самым спорным был эпизод с водяными брызгами. Дело в том, что на невидимке должна была быть еле заметная поверхность воды. Мы использовали nois-эффекты и небольшие волны, чтобы создать поверхностную рябь. Множество раз мы делали искажение текстурной карты, а еще у нас было специальная карта текстуры падающих капель. Мы заставили ее брызгать вертикально, в зависимости от силы притяжения, это дало впечатление, что капли отскакивают от поверхности.
В сцене, где невидимку обдувают дымом мы испльзовали и компьютерные и реальные элементы. Я стараюсь использовать в основном реальные съемки, поэтому нам пришлось снимать много дыма, огнетушителей. Это был один из самых длительных и трудоемких периодов нашей работы.
Мы начали говорить о проекте еще в ноябре 1998, официальная подготовка началась в январе 1999, а работа началась в начале марта. У нас был довольно жесткий график работ, но мы справились. Если теперь, после «Призрака дома на холме» и «Полого человека» нам будут заказывать все больше этих «элементных» эффектов, я буду не против!»